44-online
Добавить в избранное
Информационно-аналитический портал по контрактной системе
Подписка на ресурсы Вопросы о подписке
Меню сайта
Ресурсы по подписке
Консультация 44 онлайн
» 2020 » Сентябрь » 14 » Отмена аукциона по 223-ФЗ

Отмена аукциона по 223-ФЗ

Иногда у заказчика возникает необходимость в отмене конкретной закупки. Такая возможность есть, однако ее следует реализовать без нарушения прав и интересов иных лиц. В случае с неконкурентными закупками нет особых проблем. А вот по поводу аукционов возникает немало вопросов.

Отмена аукциона по Федеральному закону № 223 подразумевает процедуру отказа заказчика от проведения торгов. В тексте законодательного акта содержатся предписания в отношении указанной процедуры. В июле 2018 года в регламент были внесены корректировки. Теперь каждому заказчику следует самостоятельно указывать схему действий в Положении о закупках. В целом 223-ФЗ предоставляет заказчикам значительно больше свободы в этом вопросе, если сравнивать с 44-ФЗ.

Общие правила

Федеральный закон № 223 подразумевает наличие у заказчика права отменить любой тип закупки: конкурентную или же неконкурентную. При этом организатору торгов можно отменить предложения по одному либо сразу нескольким пунктам. Главное условие — это нужно сделать до даты завершения приема заявок со стороны участников.

44-ФЗ содержит конкретную информацию о том, когда и как можно отменить закупочную сессию. При этом алгоритм весьма определенный, условия жесткие. В случае с 223-ФЗ все существенно проще. Собственные правила отмены закупочных сессий можно прописать в Положении о закупках.

Какие действия нужно совершить

Специфика процесса отмены аукциона по 223-ФЗ во многом зависит от того, на какой конкретно стадии это следует предпринять. В том случае, когда данные о закупочной сессии внесены лишь в план закупок, достаточно изменить его и разместить обновление в ЕИС.

Другое дело, если извещение о закупке было размещено в ЕИС. Тогда схема действий выглядит более сложной. Алгоритм таков:

  • Заказчик должен принять решение о том, что отменяет закупку. Это нужно оформить должным образом — в форме протокола либо приказа. При этом вне зависимости от причины отказа от проведения торгов, ее требуется обозначить документально. Конкретная форма документа не регламентирована. В то же время есть определенный список сведений, которые нужно отобразить в документе. Главными из них являются дата и основание.
  • Затем требуется опубликовать принятое решение о прекращении приема заявок от участников в ЕИС. Только с этого момента процедура считается отмененной. Поэтому дата принятия решения является ключевой. Относительно нее ведется расчет срока публикации информации в ЕИС.
  • Намерение отменить конкурентную процедуру публикуется в ЕИС в день его принятия. Отменить торги можно и потом, до заключения контракта. Однако сделать это допускается лишь по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, что указано в гражданском законодательстве.

В комплекте с документом, где указана информация об отмене закупки, нужно опубликовать в ЕИС и другую документацию: протоколы, изменения и пр. Сначала их нужно заверить усиленной квалифицированной подписью, которая принадлежит уполномоченному лицу покупателя.

В Федеральном законе № 223 указано, что заказчики должны размещать не менее 18% от общего объема совершаемых закупок у СМП. При этом регламент отмены таких торгов аналогичен общей схеме действий, применимой ко всем закупочным сессиям.

До того, как стали действовать поправки в ФЗ № 223, была возможность отмены закупок уже после принятия заявок от всех участников. Достаточно было оформить это как отказ заключать договор с победителем аукциона. Теперь правила изменились. Заказчику не разрешается отказывать поставщикам в заключении контракта.

Указанные корректировки следовало внести в Положения о закупках всем заказчикам еще до наступления января 2019 года. Пока что законодательно регулируются лишь конкурентные процедуры. Поэтому можно считать легальным отказ от подписания контракта по результатам неконкурентных вариантов закупочных сессий.

Федеральный закон № 223 не уточняет причины, по которым разрешается отменить аукцион. Однако этот момент следует отобразить в тексте Положения заказчика, что регламентировано пунктом 5 части 31 Постановления правительства № 908, опубликованного в 2012 году.

Стандартными причинами, по которым заказчик может отказаться от проведения торгов, считаются:

  • внесение корректировок в финансовые программы заказчика;
  • отсутствие потребности в продукции, оказываемых услугах либо выполняемых работах;
  • необходимость исполнить предписания со стороны контролирующих органов;
  • внесение корректировок в нормы права.
Указание любой причины, не входящей в Положения о закупке, считается неправомерным. В таком случае отмена закупки признается необоснованной, что подразумевает ограничение конкуренции.

Сроки отмены

Есть определенные сроки, в течение которых у заказчика существует опция отмены аукциона. Это считается вполне приемлемым до публикации данных о закупке в ЕИС. В тексте 223-ФЗ уточнено, что отказаться от проведения торгов разрешено лишь до наступления момента завершения подачи заявок на участие в аукционе. Официально это допускается сделать и в последний день приема заявок. Однако решение ФАС говорит о том, что такие действия противоречат законодательству.

44-ФЗ устанавливает еще более строгие требования в отношении сроков отмены закупок. В случае с конкурентной процедурой это выглядит так: за 5 дней разрешено отменить аукцион или конкурс, за 2 дня — запрос котировок. Обстоятельства непреодолимой силы здесь не имеют значения. Так что указанный момент в 223-ФЗ не получится засчитать как ущемление прав заказчика.

Поэтому можно однозначно сказать, что разрешено отменить аукцион и в последний день приема заявок. Допускается совершить это действие и после истечения обозначенных сроков. При этом важно одно: чтобы имели место обстоятельства непреодолимой силы согласно ГК РФ. То есть события должны быть чрезвычайными и непредотвратимыми. Обязанность доказать непреодолимость обстоятельств, которые стали причиной отмены конкурентной закупки, возлагается на самого заказчика.

Штрафы за несоблюдение протокола

Следует четко соблюдать регламент отмены закупок по 223-ФЗ. В противном случае организатор рискует выплатить штрафы. Ответственность за непубликацию данных об отказе от проведения торгов уточнена в части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Должностному лицу придется заплатить 30–50 тысяч рублей, в то время как для организаций эта сумма уже значительно больше — 100–300 тысяч рублей.

Перезвоните мне

НМЦК онлайн
Калькулятор НМЦК. Расчет и обоснование НМЦК по приказу №567. Форма и протоколы.
Архив записей
Copyright ООО «Интернет-техника» © 2013 — 2020