В начале февраля 2016 года Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами был вынесен ряд решений, касающихся проблемы применения постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Суть проблемы: 29 декабря 2015 года Правительство РФ издало указанное постановление № 1457, которым установило с 01 января 2016 года запрет выполнение каких-либо работ, оказание каких-либо услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики (далее по тексту — турецкие компании):
1. для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
2. для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
3. для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Указанный нормативный правовой акт в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) размещён в единой информационной системе в сфере закупок.
Практические последствия:
Поскольку указанное постановление Правительства РФ № 1457 было издано в самом конце 2015 года, то многие заказчики не внесли данный запрет на выполнение работ, оказание услуг в свои планы-графики размещения заказов на 2016 год и начали осуществлять в 2016 году закупки для государственных и муниципальных нужд с нарушением указанного постановления Правительства РФ. При этом в качестве обоснования своих действий (бездействия) данные заказчики ссылатся на то, что в преамбуле постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. отсутствует ссылка на то, что данное постановление издано в рамках части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
Поэтому, по мнению данных заказчиков и части уполномоченных органов, запрет на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для турецких компаний, установленный постановлением Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., не является запретом на выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами, предусмотренным частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, а является специальной экономической мерой, которая законодательством РФ о контрактной системе не регламентируется.
Практика применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. ФАС России и территориальными органами:
Как показывает складывающаяся практика применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г., ФАС России и территориальные органы придерживаются необходимости исполнения требований указанного постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г.. при планировании и осуществлении закупок.
Так, решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 04.02.2016 г. по делу № К–149/16признана необоснованной жалоба участника закупки на действия на действия Министерства экономического развития Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническую поддержку лицензионного антивирусного и антиспамового программного обеспечения Минэкономразвития России в 2016 году (номер извещения 0173100008616000003). По мнению, Федеральной антимонопольной службы:
«действия Заказчика, установившего запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не противоречат требованиям Закона о контрактной системе».
Аналогичного подхода к применению постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. придерживаются и территориальные органы ФАС России.
В частности, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 05.02.2016г. по делу № 156/03признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ, оказание услуг турецкими компаниями в извещении и документации о закупке (номер извещения 0158300026916000006):
В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 3 ст. 14 Закона).
В рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ) установлен запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
С 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:
находящимся под юрисдикцией Турции;
контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
Запрет не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015, в течение всего срока их действия (примечание к названному Перечню).
Извещение, документация по данной закупке запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержат.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 09.02.2016г. по делу № РЗ-138-2016признаны незаконными действия заказчика, который не установил запрета на выполнение работ турецкими компаниями в извещении и документации об электронном аукционе (номер извещения 0321300054616000011):
Заказчик не предусмотрел о запрете выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением правительства №1457 от 29.12.2015. Информация о данном запрете не указана в документации об электронном аукционе.
Данный довод заявителя жалобы… обоснован.
Аналогичное решение было вынесено Ставропольским УФАС России 09.02.2016 г. по делу № РЗ-124-2016 (номер извещения 0321300054616000013).
В связи с этим и с учётом складывающейся правоприменительной практики обращаем внимание заказчиков и специалистов в сфере закупок на необходимость выполнения требований действующего законодательства РФ — постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. при планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Скачать тексты решений ФАС России и её территориальных органов:
— решение ФАС России от 04.02.2016 г. по делу № К–149/16;
— решение Ростовского УФАС России от 05.02.2016 г. по делу № 156/03;
— решение Ставропольского УФАС России 09.02.2016 г. по делу № РЗ-124-2016;
— решение Ставропольского УФАС России от 09.02.2016г. по делу № РЗ-138-2016 (ДОБАВЛЕНО 15.02.2016 г.)
P.S.: Сбор и обобщение информации о практике применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. будут продолжены и в дальнейшем. Новые решения судов и контрольных органов в сфере закупок будут выкладываться в качестве приложения к данной статье (новости).
Автор:
Дон Виктор Викторович, директор специализированной организации «Балтийский тендерный центр», юрист-практик
Источник: Балтийский тендерный центр