Опасности закупок по 223-ФЗ
Федеральный закон №223 касается коммерческих закупок товаров, работ, услуг. В его текст постоянно вносятся корректировки. Наиболее свежей считается редакция 2020 года. На данный момент законодательный акт насчитывает 20 статей. Все они посвящены закупочному процессу предприятий с государственным участием.
Специфика законодательного акта заключается в диспозитивности его норм. Это подразумевает то, что разрешенным считается все не запрещенное. Поэтому и список оснований для обжалования довольно краткий – он приведен в части 10 статьи 3. Однако непрерывно увеличивается число жалоб на совершаемые заказчиками действия.
В КоАП целая статья отведена под административные нарушения, допускаемые в процессе организации закупок согласно 223-ФЗ. При этом срок давности обычно составляет 1 год с момента совершения неправомерного деяния.
Штрафные санкции
Штрафы согласно 223-ФЗ представляют собой меру ответственности, которую придется понести в случае несоблюдения требований законодательства. Минимальный лимит составляет 3 тысячи рублей, в то время как в отдельных случаях наказание более серьезное – вплоть до 500 тысяч рублей.
Ответственность несет как компания, так и лично работник-должностное лицо.
Если закупку провели не в цифровом формате, хотя законодательство требовало именно этого, должностному лицу нужно заплатить 10-30 тысяч рублей штрафа. А вот юридическому лицу грозит уже сумма более крупная – 100-300 тысяч рублей.
При нарушении регламентированных сроков размещения данных о закупках штрафы составляют соответственно 2-5 тысяч рублей и 10-30 тысяч рублей.
Если сведения о закупочном процессе не были поданы в ЕИС, придется также понести наказание. Сумма штрафа варьируется от 30 до 50 тысяч рублей для должностного лица и от 100 до 300 тысяч рублей – для компании.
Некорректное направление данных о недобросовестных участниках в РНП грозит 10-15 тысячами рублей штрафа для должностного лица, а вот юрлицу нужно платить больше – 30-50 тысяч рублей.
Следует также контролировать соблюдение предписаний контролирующей инстанции. В противном случае должностное лицо платит штраф 30-50 тысяч рублей, размер наказания для компании составляет уже 300-500 тысяч рублей.
Список штрафных санкций подробно прописан в тексте законодательного акта. Здесь также указано, какая административная ответственность наступает при любых нарушениях закупочного процесса по ФЗ №223.
Виды нарушений
Среди наиболее распространенных нарушений Федерального закона №223 – неразмещение данных в ЕГАИС. Также опасностью является пропустить сроки, которые могут быть установлены в отношении ряда документов. Чаще всего проблемы возникают вследствие неопубликования утвержденного списка закупок у СМП на веб-ресурсе.
Также к числу нарушений относятся и следующие:
- утверждение документов, не соответствующих требованиям законодательства;
- закупка осуществлена не в цифровом формате;
- невыполнение предписания ФАС;
- некорректное направление данных о недобросовестных участниках в РНП и пр.
Также в 2018 году ФАС утвердила новый перечень наказаний, предусмотренных за ряд нарушений, включая и задержку оплаты. В их число вошли также:
- неправомерное признание лица тем, кто уклонился от подписания договора;
- нарушения в области содержания протоколов, подготовленных в ходе закупочного процесса по 223-ФЗ;
- уменьшение сроков подачи заявок от участников в закупке по 223-ФЗ;
- нарушение срока, схемы оплаты товаров при проведении закупочных процедур согласно законодательству.
Также карается штрафами и несоблюдение объема закупок среди МСП, когда они осуществляются иными видами юридических лиц.
Если говорить об установленных законом сроках, они следующие:
- положение о закупке надлежит разместить на сайте в течение 15 дней с момента утверждения;
- план закупочного процесса – до истечения 10 дней с момента утверждения, крайним сроком становится 31 декабря текущего года;
- извещение о проведении запроса котировок следует подать как минимум за 5 рабочих дней до момента истечения срока подачи заявок;
- любые данные о внесении корректировок в план закупки надлежит размещать на протяжении 10 дней с момента внесения таковых.
Подробный список сроков для каждого из документов приведен в тексте закона 223-ФЗ. При этом важно помнить, что нужно публиковать не только извещение о проведении конкурентной закупки, но и закупочные документы вместе с проектом контракта.
Классификация
Счетной палатой был издан так называемый Классификатор нарушений. Содержащиеся в нем 55 пунктов описывают деление нарушений на три группы:
- Неисполнение требований в отношении формы и порядка заказов.
- Недобросовестное исполнение предписанных правил размещения данных в Единой информсистеме.
- Не соответствующие законодательству требования со стороны заказчиков к поставщикам и документам.
Автономные учреждения нередко публикуют неполную информацию в ЕИС. Нужно также в обязательном порядке сразу же размещать сведения о любых изменениях в документах, разъяснения к ним. Отсутствие на веб-ресурсе протокола, подготовленного в процессе закупки – также повод привлечь заказчика к ответственности. Это расценивается как нарушение части 5 статьи 4 ФЗ №223.
Чаще всего возникают следующего рода проблемы:
- Некорректное описание самого объекта закупки.
- Неточности в содержании текста извещения о закупке.
- Не должным образом выполненное решение либо предписание об устранении нарушений.
Заказчики часто допускают ошибки в самостоятельно разработанном порядке, критериях оценки заявок, поступающих от участников. Сюда можно отнести неустановленные схемы расчета баллов, значимости конкретных критериев, выдвижение требований о соответствии закупочных документов каждого из физлиц или юрлиц, которые выступают на стороне одного участника, либо же ИП, которое выступает на стороне одного участника. Слишком «узкие» критерии – также повод привлечь к ответственности за нарушение самого 223-ФЗ и антимонопольного законодательства.
С 2014 года введена административная ответственность за то, что были нарушены положения 223-ФЗ. При этом в таком случае рассмотрение дела возлагается на ФАС РФ. Размер штрафных санкций варьируется в соответствии с разновидностью правонарушения. Должностному лицу нужно заплатить 2-50 тысяч рублей, а вот юрлицу – уже 5-500 тысяч рублей. Повторное осуществление закупки не в цифровом формате, когда законодательство требует того, считается серьезным нарушением. Ответственному за организацию закупочного процесса придется уплатить штраф либо быть отстраненным от деятельности на период до года.
Конкретная разновидность и размер налагаемого административного взыскания обусловлены рядом факторов. В их числе то, кто несет ответственность, а также конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
Во избежание штрафных санкций следует тщательно контролировать выполнение требований 223-ФЗ. Ответственность за допущенные при проведении закупок по этому закону нарушения может быть довольно серьезной. Минимизировать существующие риски в данной области позволит внедрение отлаженной системы внутреннего комплаенса. Целью является контроль соответствия требованиям действующего законодательства.
|