Опасности закупок по 44-ФЗ
Вне зависимости от того, каким законом регулируются торги, потенциальному поставщику необходимо грамотно сопоставлять риски и выгоды. В целом закон 44-ФЗ строже регламентирует процесс закупок и соответственно предлагает участникам больше гарантий.
В сравнении с более гибким законом 223-ФЗ закон 44-ФЗ смело можно назвать безопасным вариантом. В то же время при большом числе требований к качеству товара закон выдвигает и ряд специфических условий, некоторые из них допускают расплывчатую трактовку. Выгоды, которые поставщик получит в перспективе, довольно очевидны, но необходимо также учитывать, какой ценой, в прямом и переносном смысле, доведется получить заветный заказ. Сложности вполне могут оказаться непосильными, препятствия — непреодолимыми.
Итак, чем рискуют участники?
Финансовая сфера
При работе по 223-ФЗ важную роль имеет обеспечение заявки — это краеугольный камень сделки, гарантия для заказчика, что поставщик намеревается выполнить его условия. Оплатить эту сумму можно как из личного кармана, так и при помощи банковской гарантии, причем в последнем случае банк также может удерживать комиссию за помощь. В целом потребуется три вида обеспечения: заявки, реализации контракта и гарантийных обязательств. Здесь особенно интересен второй пункт: официальный показатель обеспечения исполнения контракта составляет 30% и менее от НМЦК (начальной максимальной цены контракта).
Однако на практике может встречаться и больший процент — к примеру, если речь идет о крупной компании либо в процессе торгов произошло падение более чем на 25% от начальной цены. В этом случае потребуется обеспечение, превосходящее изначальную планку (45% от НМЦК). Фактически деньги возвращаются поставщику в любом случае, к тому же заключенный контракт по степени выгоды превосходит затраты. Но за банковскую гарантию платить, так или иначе, придется. Как и придется потратить время впустую, а эта валюта тоже весьма ценна.
Штрафы при нарушении обязательств
Бывают ситуации, когда обеспечение заявки удерживается заказчиком. Все они связаны с нарушением поставщиком гарантированных им обязательств. При этом неважно, нарушил участник контракт осознанно или в силу сложившихся обстоятельств. В частности, обеспечение удерживается, когда после победы в тендере участник уклоняется от подписания контракта.
Дополнительно нарушитель карается помещением в реестр недобросовестных поставщиков на пару лет. Бывают случаи, когда этот акт удается оспорить в суде, но лишь при наличии доказательств невиновности или же уважительных причин, помешавших вовремя заключить контракт.
Удержание также возможно при нарушении правил использования электронных площадок и при неверном оформлении заявки. Кроме того, существуют штрафы, начисляемые заказчиком в результате ошибочного поведения поставщика. Что касается пеней, они набегают в результате просрочки заказа. По каждому штрафу имеется четкий регламент с указанием суммы в процентном соотношении и всех прилагающихся нюансов.
Нарушение правил со стороны заказчика
Никто не застрахован от недобросовестности конкретных заказчиков, а также от непредвиденных обстоятельств. Инициатор аукциона может вести себя неадекватно, не исполнять договоренности и задерживать оплату заказа. Конечно, всегда остается возможность получить сатисфакцию в суде. Но и это очередная потеря времени и денег, которые поставщик мог бы потратить на что-то более полезное.
Риски для заказчиков
Помимо очевидных рисков, существуют более тонкие моменты, вытекающие из законодательства и усложняющие жизнь не только поставщикам, но и заказчикам:
- Конкуренция между участниками стала более строгой за счет ряда ограничений: теперь запрещено добавлять в лоты услуги и товары, никак не связанные с конкретным направлением лота. Таким образом, чем больше различных товаров и услуг требуется конкретному бизнесу, тем чаще он будет прибегать к закупкам. При этом возникает риск ситуаций, не соответствующих реальной расстановке сил. Аукционов станет больше, а сами суммы закупок будут меньше.
- Требования к заказчикам ФЗ-44 предъявляет не менее жесткие. К примеру, заказчик обязан направлять участнику торгов конкурсную документацию, критерии оценки и другие документы. Процедура вскрытия заявок и ее регламент тоже весьма сложны. Несоблюдение условий грозит штрафами уже для заказчика. Однако есть и обходные пути: к примеру, возможность подачи заявок в удаленном формате предоставляет сайт ЕИС, там же можно и подписывать контракты, экономя время.
- Заказчик не имеет права понизить сумму обеспечения заявки или отказаться от нее вовсе, чтобы добиться лояльности конкретного исполнителя. Закон обязывает всех кандидатов конкурировать на равных условиях.
- Согласно изменениям в законе, заказчик обязан ориентироваться на конкретную модель технического средства, не пытаясь подогнать ее характеристики под широкий спрос, но и не называя ее. Наименование модели в дальнейшем играет роль при обосновании цены (следует провести мониторинг рынка).
Означает ли это, что принимать участие в государственных торгах не стоит? Конечно нет. При удачном стечении обстоятельств поставщик не только получает сверхвыгодный заказ, но и нарабатывает себе репутацию, которая в дальнейшем сыграет ему на руку. Однако необходимо тщательно продумывать стратегию торгов, оставляя задел для неожиданных обстоятельств и нюансов (в том числе возможных судебных разбирательств). Не говоря уже о том, что закупки по закону № 44-ФЗ — процесс крайне сложный и малейшие погрешности и просчеты могут привести к глобальному провалу.
|