Отличия закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 94-ФЗ
В настоящее время госзаказчики ведут работу согласно 44-ФЗ. Уже с 2017 года в список осуществляющих закупки согласно этому законодательному акту вошли ГУПы и МУПы. При этом ряду компаний дозволено ориентироваться на 223-ФЗ, который считается более мягким и простым для тех, кто принимает участие в закупочном процессе. Послабление актуально лишь для определенного круга лиц. В их числе:
- крупные компании, монополисты, образование которых связано с отсутствием конкуренции на рынке, имеющие не менее 50% государственной доли в уставном капитале;
- «дочки» крупных фирм; унитарные предприятия либо бюджетные учреждения.
Последние могут стать закупщиками лишь с привлечением собственных средств или же грантов.
В 94-ФЗ — 9 глав и 65 статей. При этом все они регулируют вопросы, касающиеся размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения конкурсных, аукционных мероприятий, включая и в цифровом формате.
Базовые отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
В случае с 44-ФЗ область регулирования значительно более широкая. 114 содержащихся в нем статей касаются вопросов планирования, нормирования, предоставления обоснования проводимых закупок. 223-ФЗ позволяет заказчику устанавливать собственные правила. На него возлагается ответственность подготовить положение о закупках для своей компании. В нем следует четко оговорить каждое условие, начиная от способа проведения закупочного процесса и закачивания схемой подписания договоров и их исполнения.
44-ФЗ накладывает жесткие ограничения в отношении закупок у одного поставщика. 223-ФЗ в этом вопросе существенно мягче. Также 44-ФЗ делает акцент на том, что закупочным процессом должны руководить лишь те, у кого есть профильное образование, т.е. контрактный управляющий на фирме или же целая контрактная служба. В случае с 223-ФЗ все на порядок проще: к таким сотрудникам не предъявляется строгих требований.
Еще один важный момент: 44-ФЗ ограничивает спектр вариантов лишь 8 аккредитованными электронными площадками. 223-ФЗ в этом вопросе куда более лоялен: число цифровых площадок достигает 170.
Выбирая работу по 44-ФЗ, придется согласиться с неизменностью первоначальных условий. В то же время закупки по 223-ФЗ открывают возможность корректировать цену, объем, сроки исполнения договора.
44-ФЗ ограничивает выбор методов установления начальной максимальной цены договора. Понадобится обосновать эту цифру. В случае с 223-ФЗ нет четкой схемы обоснования стоимости, что позволяет каждому заказчику самостоятельно определять ее.
Закупочная комиссия должна быть сформирована вне зависимости от способа выбора исполнителя – так гласит 44-ФЗ. 223-ФЗ говорит лишь о том, что комиссия по закупкам нужна только при проведении конкурса. Во всех прочих случаях этот момент остается на усмотрение заказчика.
Базовые отличия 44-ФЗ и 94-ФЗ
Основные различия указанных законодательных актов касаются требований, предъявляемых к участникам закупочного процесса. Согласно тексту Федерального закона №94, перечень критериев включает в себя основные и дополнительные.
Список основных представлен:
- соответствие требованиям, регламентированным российским законодательством;
- юрлицо-участник не должно находиться в стадии ликвидации;
- участник не должен находиться на этапе приостановления хоздеятельности;
- участник не должен иметь задолженности по налоговым и прочим видам бюджетных отчислений.
Дополнительные критерии включают:
- наличие исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- невключение в список недобросовестных поставщиков.
В тексте 44-ФЗ все указанные доптребования делаются основными. Их понадобится соблюдать в обязательном порядке. Также в перечень включены и следующие критерии:
- наличие права подписывать договора;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков данных об участнике закупки и учредителях этого юрлица.
Также предъявляются строгие требования относительно отсутствия судимости за экономические преступления у руководителя или главбуха юрлица, физлица – участника закупочного процесса.
Могут быть выдвинуты дополнительные требования к участникам, однако такие ситуации прописаны Правительством РФ.
В тексте 44-ФЗ указаны требования в отношении характеристик закупаемого объекта. В их числе международные непатентованные наименования и др. Расширены и критерии оценки поступающих заявок. Берутся в расчет экологические параметры закупаемого объекта, финансовые ресурсы принимающего участие в закупочном процессе и пр.
В соответствии с 94-ФЗ нет необходимости предоставлять обоснование закупки. Однако 44-ФЗ в этом отношении существенно более строгий. Здесь прописаны способы определения НМЦК. Если же за основу берется 94-ФЗ, можно выставить цену на основе открытых и статистических данных, полученной из реестра контактов информацией.
94-ФЗ может применяться в отношении подписания договоров на поставку товаров, оказание услуг, выполнение каких-либо работ. Еще более широкий охват у 44-ФЗ, который регулирует также покупку объектов недвижимого имущества, аренду и прочее, что подразумевает оплату из бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как определяются поставщики – также важный вопрос. В случае с 94-ФЗ оговариваются следующие варианты размещения заказов:
- посредством проведения торгов в виде конкурса или аукциона, включая и в цифровом виде;
- без проведения торгов, т.е. путем запроса котировок у единственного поставщика.
Федеральный закон №44 выделяет конкурентные и неконкурентные методы определения поставщика или подрядчика. К первой категории относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок.
Подверглась корректировкам и доля закупок, которые следовало совершать у малого бизнеса. Если 94-ФЗ устанавливал это значение на отметке 10-20% от годового объема, то в тексте 44-ФЗ говорится о 15% и выше. При этом в случае выбора конкурентного способа закупок становится обязательным соблюдение требования о предоставлении обеспечения исполнения договора.
В 44-ФЗ внесены изменения в способы расторжения контракта. Теперь сюда включен и вариант с односторонним отказом.
В тексте 94-ФЗ говорится только о том, что нужно публиковать на официальном веб-ресурсе планы-графики размещения заказов, но не оговорены какие-либо правовые последствия в связи с этим. В 44-ФЗ вся вторая глава отведена под вопросы необходимости подготовки согласования и ведения планов закупок на 3 года. Не внесенные в планы-графики закупки не могут быть реализованы. При этом в том же законодательном акте прописано, что налагается запрет на проведение закупок товаров, услуг, работ, относящихся к категории предметов роскоши, либо имеющих избыточные потребительские свойства.
В 94-ФЗ отсутствуют специальные регламенты в отношении принципов размещения заказа. Достаточно соблюдать критерий эффективности расходования бюджетных средств, развития конкуренции, информационной открытости размещения заказов. В случае с 44-ФЗ все строже. В текст законодательного акта четко оговорены принципы функционирования контрактной системы. К их числу относятся открытость и прозрачность размещаемых данных, стимулирование инновационных разработок, единство создаваемой системы и пр.
44-ФЗ также предполагает возможность прописать ситуации, когда необходимо привлекать банковское сопровождение договоров. Надлежит также гарантировать обеспечение контрактов при проведении конкурентных закупочных процедур. Нужно предусмотреть в тексте контракта порядок, сроки оплаты товара и прочие нюансы.
Разнятся и подходы к информобеспечению закупочного процесса. 94-ФЗ определяет необходимость публикации заказов на официальном веб-ресурсе www.zakupki.gov.ru. В случае с 44-ФЗ планируется формирование единой информсистемы. В нее будет включена информация об осуществляемых закупках, доступ к которой не составит труда получить через интернет. При этом на систему возлагается задача обеспечения юридически значимого электронного документооборота.
|