Закупки с неопределенным объемом
Начиная с 1 июля 2019 года заказчику предоставляется право самостоятельно решать, что именно будет закупаться, без определения конкретного объема. Сюда могут быть отнесены лекарственные препараты, бензин и пр. Это определено в тексте Федерального закона № 44. Общий механизм выполнения закупок с неопределенным объемом предполагает, что в процессе непосредственной реализации контракта заказчику дается право выбирать из подготовленного списка товаров нужные наименования в рамках лимитированного бюджета. В то же время закупаемый объем таких единиц неограничен.
Порядок расчета цены
В подготавливаемом извещении заказчику следует привести такую информацию:
- НМЦ всего закупочного объема. В ходе исполнения контракта следует ограничиться этой суммой.
- НМЦ каждого из закупаемых объектов. При этом для расчета используются те же методы, что и в случае с обычными закупками.
- Начальный показатель суммы цен закупаемых объектов. Расчет прост: следует сложить полученные цены за товарные единицы.
Для задания начальной цены по каждой из товарных позиций применяются правила, регламентированные статьей 22 Федерального закона № 44. Затем заказчику нужно высчитать максимальное значение цены контракта. По сути, это тот бюджет, который заказчик готов выделить в пределах совершаемой закупки. Перед проведением закупочных мероприятий заказчику следует сложить единичные расценки, чтобы вышла начальная сумма цен обозначенных единиц. От этого уровня и будет осуществляться снижение цен участниками и расчет «шага аукциона».
Далее заказчику нужно задать коэффициент снижения. Этот параметр рассчитывается по схеме: разница между начальной суммой цен всех единиц и предложением со стороны участника закупки.
Еще один важный вопрос — по какой конкретно цене подписывать контракт. Для этого используется НМЦ закупки, однако при этом размер платы за каждый из товаров или услуг в отдельности следует снизить пропорционально снижению цены победителя в ходе торгов. Это прописано в части 17 статьи 68 Федерального закона № 44.
Для расчета цены за товарную единицу заказчику понадобится разделить сумму цен, предложенную со стороны победителя, на другой показатель — начальную сумму цен единиц. Итоговый коэффициент используется применительно к стоимости каждого из закупаемых объектов либо позиций техзадания.
Далее нужно определить, как рассчитать обеспечение заявки и контракта. Для этого отталкиваются от закупочной НМЦ. Если же со стороны участника будет выдвинуто определение суммы цен товарных единиц ниже на 25% и более, чем начальная, требуется реализация антидемпинговых мер. При их применении нужно руководствоваться схемой, что и при обычной закупке.
Величина преференций для организаций инвалидов, уголовно-исполнительной системы определяется соответственно выставленной участником сумме цен.
В чем преимущества
Основным преимуществом данного типа закупок считается то, что заказчику предоставлено право самостоятельно обозначить нужные позиции. Даже если из всей спецификации продукции ему требуется лишь одна позиция, можно заказывать ее вплоть до исчерпания лимита контрактной суммы. Все прочие позиции при этом заказывать совсем не надо.
Это позволяет успешно решить проблему применения +10% в закупках, где задан конкретный объем. При выборке полностью доли объема из перечня сторонам доступно лишь заключение допсоглашения о наращивании объема по нужной позиции. Однако есть предел — до 10% от заданного контрактом объема по конкретной позиции. В итоге складывается такая ситуация, что еще есть деньги по контракту, однако воспользоваться средствами в полной мере заказчику не представляется возможным.
Есть в закупках с неопределенным объемом и свои проблемы. К их числу можно отнести:
- Невозможность их проведения. Федеральный закон № 44 допускает выполнение закупок по такой схеме, но далеко не во всех случаях. Это относится к работам по ремонту и строительству, где нужна точная смета и указание объема. Сюда же относятся и ситуации с закупками продукции с низкой ценой единицы. Возникают технические проблемы проведения закупок с неопределенным объемом.
- Другой недостаток — отсутствие поставщиков, коррупционные проявления.
- Невозможность снизить заданную цену — новая проблема. Федеральный закон № 44 попросту не дает такой возможности. В закупках с неопределенным объемом нет фиксированного значения объема в натуральном выражении. Его можно рассчитать лишь на основе единичных расценок и максимального лимита цены контракта. Поэтому при уменьшении единичных расценок сторонами будет происходить рост объема автоматическим образом. В связи с этим возникает насущная проблема: нельзя снизить единичные расценки и максимальный показатель цены контракта.
Очевидным становится и риск нереализации контракта. Довольно большая вероятность неосвоения средств при осуществлении закупок с неопределенным объемом, что обусловлено экономией.
- Структурные проблемы завершают перечень недостатков данного типа закупочной схемы. В тексте ФЗ № 44 прописано содержание извещения о реализации закупки и документов о закупке. Под извещением понимаются данные, опубликованные в ЕИС структурированно. Документы же представляют собой всё прилагаемое к извещению в цифровом формате. Однако уже с 1.07.2019 года в ФЗ № 44 было внесено требование к заказчику привести в извещении параметр максимального предела контрактной цены и начальную сумму единиц, а также максимальный показатель цены каждой товарной единицы из списка. Это создает проблему, когда представлено слишком много наименований. Обычно это происходит в ситуации с закупкой техобслуживания и ремонтом технического оборудования. В таком случае попросту невозможно разместить извещение согласно ФЗ № 44.
В контракте заказчику необходимо обозначить, что объем товаров либо услуг задан согласно поданным заявкам. Это прописано в части 1 статьи 34 ФЗ № 44. Поставщику будет перечислена оплата не при подписании контракта, а лишь по ходу реализации работ. Здесь есть нюанс: при полном отсутствии или недостаточном числе заявок нет возможности оспорить это.
С неопределенным объемом закупки вполне удобно работать определенному кругу лиц. Сюда можно отнести приобретение услуг по техобслуживанию и ремонту оборудования различных типов, услуг связи. Еще один вариант — закупка часто применяемых товаров для одного заказчика с внушительным числом персонала. Яркие примеры — канцтовары, сувениры.
Механизм здесь выглядит таким образом. Заказчик в лице учреждения здравоохранения хочет закупить лекарства, но точно не знает, в каком объеме будут нужны те или иные позиции. Конкретная потребность в них обусловлена болезнями пациентов. Сделать вывод можно лишь по прошедшим периодам и согласно специализации учреждения. Поэтому заказчик готовит список лекарств и задает единицу измерения объема для каждого. Затем выставляет для позиций начальную цену и рассчитывает максимальную контрактную цену.
То есть в закупках с неопределенным объемом применяются сразу 3 вида цен. Такой вариант следует выбрать заказчикам, которые не могут рассчитать потребность в той или иной продукции, оказываемых услугах, работах.
|